Симанов С.Ф.
Устюженская городская дума в 1870-1917 гг.

Прошло уже более двух веков с 1785 г., когда начало развиваться городское общественное управление в России. Между тем, исследований по этим вопросам в отечественной историографии проведено очень немного. Безусловно, актуальность этой темы очевидна не только для того времени, но и для сегодняшнего дня.

Целью работы является изучение деятельности органов городского общественного управления на примере г. Устюжны Вологодской области. Объектом изучения является деятельность Устюженской городской думы и управы в 1870-1917 гг. Центральным проблемным вопросом является тезис о том, можно ли городские органы того времени расценивать как органы самоуправления, или все же они подчинены администрации, и их самостоятельность отсутствовала.

Составить более объективное мнение о развитии городского самоуправления, охарактеризовать и проанализировать деятельность городских органов Устюжны можно на основании изучения информации, имеющейся в краеведческом альманахе города, памятных книжках Новгородской губернии, а также в материалах фондов Государственного архива Вологодской области, в которых представлен богатейший и интереснейший материал по данным вопросам.

Органы общественного самоуправления г. Устюжны представлены в Государственном архиве Вологодской области двумя фондами: городской думы (ф. 918), который включает 1307 единиц хранения за период с 1787 по 1918 гг., содержащий документы, достаточно подробно освещающие жизнь города XIX – начала XX века; фонд городской управы (ф. 909) насчитывает всего 215 единиц хранения за 1872-1918 годы, однако отложившиеся в них сведения дают полное представление о функциях управы, решаемых ею задачах, развитии городского хозяйства в конце XIX – начале XX века [1].

Новое законоположение о городском общественном управлении и хозяйстве – Городовое положение 1870 года – возложило на городскую думу попечение о благоустройстве города, городском транспорте, народном образовании, здравоохранении, благотворительности, городской торговле и т.д.

По данным анкеты за 1910 г. в Устюжне проживало 5111 чел., из которых только 348 чел. (т.е. 15 часть) имели право избирать гласных города. Число гласных уменьшается по сравнению с 1892 г. (42 чел.) до 29 чел. в 1910 г. Уменьшается ровно в 1,5 раза и число избирателей за эти же годы: с 671 до 348 чел. [2].

Данные о финансовой стороне городских органов помогают составить представление о структуре доходов и расходов. Самой значительной статьей расходов было содержание городской управы. В 1886 г. на нее была затрачена сумма в 4861 руб. 39 коп., т.е. третья часть городских расходов, причем одно только жалованье городскому голове и двум членам управы обходилось ежегодно казне в 1440 руб. Общая же сумма доходов и расходов в 1886 г. примерно равна по смете: 12941 руб. 81 коп. и 12878 руб. 71 коп. Таким образом, профицит бюджета составлял в этом году сумму в 63 руб. 10 коп. [2].

Общая сумма прибыли купцов и владельцев различных заведений составляла в 1884 г. 40095 руб., а годовой оборот 430 тыс. руб. [1].

Интересными по содержанию и значимости вопросами, обсуждаемыми городской думой, являлись и вопросы попечительства и меценатства. В 1909 г. городской гласный Яков Михайлович Поздеев – купец 1 гильдии, владелец мукомольного завода и хлебной лавки с ежегодной прибылью в 4800 руб. и годовым оборотом 90000 руб. дал взаймы городу сумму в 1 тыс. руб. на устройство местных дач; в феврале 1909 г. предоставил 5 свидетельств государственной 4% ренты по 1000 руб. каждое для раздачи процентов с сего капитала бедным гражданам г. Устюжны ежегодно к 9 февраля и 28 июля в память празднования 300-летнего ухода литовцев и поляков от города. А 29 сентября 1914 г. Я.М. Поздеев предложил предоставить для больных и раненых воинов свой дом, в котором может поместиться до 15 человек [2].

Городские органы г. Устюжны того времени уже можно частично расценивать как органы самоуправления: они хотя и подчинены администрации, выполняют административно-исполнительные и полицейские функции, но частично могут сами распоряжаться финансами, на них перекладывается часть государственных расходов. Служба на выборных городских должностях не считалась престижной, была скорее обременительной. Но верхушка города (дворяне, чиновники, духовенство) не старалась устраниться от участия в их работе. Проблем было немало. Но элементы самоуправления (выборность, всесословность, коллегиальность принятия решений, относительная самостоятельность в хозяйственных вопросах, в формировании и расходовании городских доходов) в их деятельности продолжают развиваться. Более того, некоторые из этих проблем остались актуальными для городских органов в настоящее время. Почти вековой опыт деятельности городских органов, созданных Екатериной II, безусловно, сыграл свою роль в реализации городской реформы Александра II.

Литература:

1. Наумова О.А. Документы органов общественного самоуправления г. Устюжны // Устюжна: Краеведческий альманах. Т.З. – Вологда, 1995. – С.346-374.

2. ГАВО. Ф. 909. Оп.1. Д. 174. Л.167, 176. Д.109. Л.1-5; Ф.918. Оп.1. Д. 1264. Л.219-220. Там же Л. 155-158., Д. 1272. Л.31-33.

Источник: Молодые исследователи - регионам : материалы всерос. науч. конф. студентов и аспирантов / ВоГТУ и [др.] – Вологда, 2006. – Т.2. – С. 346-347.

 

н
а
в
е
р
х