Органы государственной власти в России

Вече (от ст.-сл. вет – совет) – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. В Лаврентьевской летописи подчеркивалась изначальность обычая сходиться на вече у смолян, киевлян, полочан и др. На вече обсуждались вопросы войны и мира; кандидатуры князей, посадников (в Новгороде – тысяцких, архиепископов). В Новгородской и Псковской республиках вечу принадлежала высшая законодательная и судебная власть, в его распоряжении находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенных местах: в Киеве – у Софийского собора, в Новгороде – на Ярославовом дворище и в Детинце у Софийского собора, в Пскове – у Троицкой церкви. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Решения принимались большинством голосов присутствующих.

Вече было упразднено в связи с усилением великокняжеской власти в Северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде был ликвидирован в 1478 г., в Пскове – в 1510 г.

Боярская дума – высший совет при князе, а с 1547 г. при царе в Русском государстве, состоявший из представителей феодальной аристократии. Деятельность Думы носила законосовещательный характер. Дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, высшей политики, внутреннего государственного устройства и т. д. В Киевской Руси Дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами) и старцами градскими (земскими боярами) – потомками местной родоплеменной знати, иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Боярская дума не имела постоянного состава и созывалась по мере надобности. С XI в. вследствие наделения землей княжих мужей их приравняли к земским боярам.

В период т.н. «феодальной раздробленности» Руси Боярская дума являлась феодальной курией (советом феодалов) сюзерена – великого князя с его вассалами, обладающими определенной политической силой. В Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. в Думу входили бояре, возглавлявшие основные отрасли управления (пути), отсюда название – путный боярин. С начала XV в. членами Боярской думы становятся бояре введенные (большие бояре) – представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений, а также окольничие, думные дворяне и думные дьяки. С конца XV в. Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам и титулованной знати – потомкам удельных князей. Позиции княжеско-боярской аристократии были ослаблены реформами Ивана IV Грозного в 1550-х гг. и особенно опричниной. В Московском государстве XVI–XVII вв. Дума ведала значительным кругом судебных и административных дел. По существу это было законодательное учреждение с широкой компетенцией, определяемой старым обычаем или волей самодержца. Во второй половине XVII в. значение Думы уменьшилось, сократилось и число ее членов, Боярская дума вымирала естественным путем: взамен выбывавших ее членов царь Петр I новых думных чинов не давал. Окончательное ее упразднение произошло в 1712 г. после образования Сената.

Земские соборы – центральные (высшие) сословно-представительные учреждения России в середине XVI–XVII вв. Их появление связано с объединением русских земель в единое государство, ослаблением княжеско-боярской аристократии, усилением политического значения дворянства и отчасти верхов посада, а также ростом социальной напряженности в обществе и т.д.

При этом следует иметь в виду, что представление о сословно-представительной природе Земских соборов (особенно в XVI в.) не разделяется многими историками. Так, по мнению В.О. Ключевского, Земские соборы в России XVI в. не были ни сословно-представительными, ни совещательными органами при царе. Они, в отличие от соответствующих учреждений Западной Европы, не вмешивались в государственное управление, не испрашивали для себя каких-либо политических прав, не выполняли даже совещательных функций. Не были выборными представителями участники первых Земских соборов (в т.ч. 1550 г.). В их составе преобладали назначаемые или призываемые самим правительством представители высшего столичного дворянства и купечества. Хотя в работе Земского собора 1598 г., в отличие от предыдущих, участвовали и выборные представители, ручавшиеся за свои миры, однако преобладали по-прежнему не они, а представители самого правительства. Все они созывались на соборы не для того, чтобы заявить правительству о нуждах и желаниях своих избирателей, не для обсуждения общественно значимых вопросов, не с целью наделения правительства какими-либо полномочиями. В их компетенции были ответы на вопросы, а сами они должны были вернуться домой ответственными исполнителями соборных обязательств (фактически – правительственных решений). Таким образом, государственная власть при Иване IV соединяла ранее разобщенные общественные элементы в корпорации, сословия и местные союзы не правами и обязанностями, а круговой порукою, повинностями в пользу государства.

В дальнейшем, начиная с Земского собора 1613 г., избравшего царем Михаила Романова, их фактическая роль в жизни общества изменилась. До 1653 г. Земские соборы собирались регулярно, действовали как представительные органы и даже «ограничивали», как и Боярская дума, власть самодержца. Порой сословным представителям удавалось проводить некоторые из своих проектов в жизнь.

Постоянными участниками Земских соборов были «думные люди», т. е. члены Боярской думы и высшее духовенство – «Освещенный собор». Кроме них к работе привлекались представители различных групп феодалов, верхов посада и черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний Земских соборов не была строго регламентирована и постоянно изменялась. В первой половине XVII в. созывались Земские соборы как из представителей «всей земли», так и из представителей находившихся в Москве служилых и посадских людей. Такое представительство в значительной мере зависело от степени экстренности созыва и характера вопросов, выносившихся на суждение Земского собора. Содержание работы, как и причина созыва, было многообразно: утверждение на престол или избрание царей – Земские соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682 гг.; реформы, связанные со временем правления Избранной Рады Ивана IV Грозного, – 1549, 1550 гг.; составление и утверждение Соборного уложения 1649 г.; отмена местничества – 1682 г.; воссоединение Украины с Россией – 1653 – 1654 гг.; о «вечном мире» с Польшей – 1683 – 1684 гг. и т. д. С помощью Земских соборов правительство вводило новые налоги и изменяло существующие; обсуждало вопросы внешней политики и необходимости набора войска и сбора средств для ведения войны. В связи с усилением государственной власти, ростом бюрократизма управления, с ослаблением земского самоуправления на местах, началом превращения России в чиновничье-дворянскую абсолютистскую монархию во второй ноловине XVII в. Земские соборы приходят в упадок.

Сенат – Правительствующий Сенат – высшее административное, судебное, контрольное, кассационное учреждение Российской империи, заменившее Боярскую думу. Сенат был учрежден указом Петра I 22 февраля 1711 г. как временная комиссия для управления государством в отсутствие царя. Его указы имели силу закона.

Вначале Сенат состоял из 9 членов и обер-секретаря, назначаемых царем специально для присутствия в нем. С 1718 по 1722 г. он являлся собранием президентов коллегий, затем получил смешанный состав. Полномочия Сената состояли в контроле над коллегиями (за исключением иностранной), решении вопросов, находившихся вне их компетенции, общем направлении административного механизма. Для надзора за деятельностью государственных (главным образом финансовых) учреждений и должностных лиц при Сенате была учреждена должность обер-фискала (с 1723 г. – генерал-фискала), которому подчинялись провинциал-фискалы.

С целью контроля над Сенатом в 1715 г. при нем была учреждена должность генерал-ревизора или надзирателя указов. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, который должен был «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Генерал-прокурор лично докладывал царю о делах Сената, он же передавал Сенату волю государя. Только с его согласия указы Сената вступали в силу. Генерал-прокурор следил за исполнением этих приказов. В этом ему помогали подчиненные обер-прокуроры и прокуроры при коллегиях и в губерниях, осуществлявшие гласный контроль, а также обер-фискал и фискалы, действующие негласно.

В 1722 г. при Сенате была учреждена должность «герольдмейстера», в обязанности которого входило вести строгий учет дворян и следить за тем, чтобы никто из них по достижении 15 лет не уклонялся от службы и т.д. В том же году появилась должность рекетмейстера, обязанного принимать и рассматривать жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегий, доносить о том Сенату и требовать решения, а в некоторых случаях докладывать прошения самому царю, императору.

В 1726 г. Сенат был подчинен Верховному тайному совету и потерял свой титул «правительствующего». Должность генерал-прокурора была упразднена. В 1730 г. права Сената и должность генерал-прокурора были восстановлены, хотя и не в прежнем объеме, поскольку взамен уничтоженного Совета возникло подобное учреждение – Кабинет. Уничтожив Кабинет, в 1741 г. Елизавета Петровна восстановила Сенат в правах по законам петровского времени. Кроме того, Сенат стал законодательным учреждением, каким ранее был Верховный тайный совет (по законам Петра I Сенату не принадлежала законодательная функция). Екатерина II воспретила Сенату законодательную деятельность, отведя ему роль центрального административно-судебного учреждения. Она разделила Сенат на шесть департаментов, как это было при Анне Ивановне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.). Руководил Сенатом генерал-прокурор, назначаемый императрицей.

В 1802 г., в связи с учреждением министерств, Сенат окончательно утвердился в системе органов государственной власти как высшая судебная инстанция и орган надзора за администрацией. Министры должны были представлять Сенату годовые отчеты. Глава Сената – генерал-прокурор – с 1802 г. становится одновременно министром юстиции.

К началу XX в. Сенат состоял из шести департаментов, Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, трех общих собраний и пяти соединенных департаментов. В 1906 г. при Сенате был учрежден Верховный уголовный суд.

Верховный тайный совет – высшее правительственное учреждение России в 1726 – 1730 гг. Был учрежден указом Екатерины I от 8 февраля 1726 г. «для государственных дел» в составе шести членов – видных сановников, которые представляли различные группировки высшего общества: Д.М. Голицын – старую московскую знать; Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой – средние слои дворянства; А.Д. Меншиков – выдвиженцев Петра I; А.И. Остерман – иностранцев, преуспевших на русской службе. «Президентом» совета считалась сама императрица. По замыслу его учредителей Верховный тайный совет должен был вывести всесильного фаворита Меншикова – президента военной коллегии – из-под контроля Сената, удовлетворить оскорбленные чувства знати, допустив ее представителя к верховной власти, примирить родовитых людей с неродовитыми, стать преградой на пути усиления отдельных временщиков. «В основании В.Т. Совета, однако, – по справедливому замечанию С.Ф. Платонова, – лежала не одна случайная «конъюнктура». В последние годы царствования Петра в высшей бюрократии созрело сознание, что в административной системе Петра допущен пробел: именно, на место старой думы не было поставлено соответствующего законодательного учреждения, ибо Сенату не было дано полностью всех полномочий думы».

Несмотря на то, что характер деятельности Верховного тайного сонета и пределы его компетенции не были точно определены, Верховный тайный совет осуществлял фактическое управление Россией, направлял ее внешнюю и внутреннюю политику в силу личной бездеятельности Екатерины I и Петра II. В подчинении этого органа находились Сенат, Синод, коллегии и другие учреждения. Сенат стал называться «высоким» вместо прежнего титула «правительствующий».

Первоначально решающее влияние на деятельность Совета оказывал А.Д. Меншиков. Однако, вскоре после смерти Екатерины (1727 г.) его арестовали и сослали в рязанское имение, а затем в Сибирь (умер в 1729 г.). При Петре II в составе Совета было восемь членов, в том числе четверо князей Долгоруких и двое Голицыных.

В 1726 г. состоялось 125 заседаний Совета, в 1727 г. – 165; с октября 1729 до смерти Петра II 19 января 1730 г. он не собирался совсем: его деятельность продолжалась путем опроса мнений членов Совета. Приглашая на российский престол Анну Ивановну, «верховники» пытались ограничить ее власть, в связи с чем вдовствующая герцогиня Курляндская была вынуждена подписать ограничительные условия – «кондиции». Однако действия членов Совета не получили поддержки дворянства и влиятельных государственных деятелей, таких как А.М. Черкасский, В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, П.И. Ягужинский и др. 25 февраля 1730 г. Анна разорвала кондиции, а Манифестом от 4 марта 1730 г. Верховный тайный совет был упразднен.

В 1731 г. при дворе Анны Ивановны был учрежден т. н. Кабинет из трех министров (Остермана, Головкина и Черкасского), призванный заменить упраздненный Верховный тайный совет и стать над Сенатом и Синодом во главе государственного управления. Фактически же этот Кабинет подчинялся фавориту Анны Ивановны – Э. Бирону. По воцарении Елизаветы Петровны (1741 г.) Кабинет был упразднен.

Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. Был образован 1 января 1810 г. Александром I по предложению М.М. Сперанского. Рассматривал внесенные министрами законопроекты (сам Госсовет законодательной инициативой не обладал), сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Решения Совета представлялись на утверждение императору. «Высочайше утвержденное мнение Государственного совета» становилось законом.

Император назначал председателя и членов Госсовета, министры становились его членами по должности.

Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) законов (рассматривал законопроекты общегосударственного значения); 2) гражданских и духовных дел (ведал вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства); 3) государственной экономии (разбирал вопросы финансов, промышленности, торговли, науки и т. д.); 4) военных дел (его деятельность продолжалась до конца 50-х гг. XIX в.). С 1832 по 1862 гг. существовал Департамент Царства Польского, преобразованный в 1866 – 1871 гг. в Комитет.

В 1901 – 1906 гг. функционировал департамент промышленности, наук и торговли.

Составной частью Госсовета также являлась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. Первым из них был М.М. Сперанский. Кроме департаментов и Канцелярии в Совет входили различные комиссии, отделения и т.д.

Общее собрание Госсовета состояло из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал император или особое лицо, им назначенное. В 1812 – 1865 гг. председатель Госсовета одновременно являлся председателем Кабинета министров. Роль Госсовета в политической системе государства и сфера его деятельности постоянно изменялись. Лишь в царствование Николая I было окончательно определено его место среди государственных учреждений как законосовещательной инстанции. На рассмотрение Государственного совета выносились вопросы войны и мира, утверждения бюджета и чрезвычайных финансовых мер, отчеты министров, судебные дела, связанные с ответственностью членов Госсовета, министров, генерал-губернаторов и др.

20 февраля 1906 г. одновременно с утверждением закона о Государственной думе было издано новое положение о Государственном совете, который был поставлен рядом с Думой в качестве верхней палаты и наделен равными с ней законодательными правами (согласно Основным государственным законам от 26 апреля 1906 г., закрепившим происшедшие перемены в государственном строе России, законодательная власть в стране могла осуществляться монархом лишь в единении с Государственной думой и Государственным советом). Отныне все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Госсовет, и лишь в случае принятия им (за исключением посягавших на Основные законы) представлялись на утверждение императору.

Реформированный Госсовет составлялся наполовину из назначенных императором членов (в том числе председатель Совета); наполовину – по выборам: от православного духовенства – 6; от академии наук и университетов – 6; от губернских земских собраний – 34; от дворянских обществ – 18; от торговли и промышленности – 12; от съездов землевладельцев неземских губерний – 22 (из них 6 – от царства Польского), всего 98 человек, в большинстве своем – дворяне. Такое же число членов ежегодно назначалось государем «к присутствию» в Государственном Совете. Состав Совета обновлялся в течение девяти лет каждые три года.

Председателями Государственного совета являлись: Н.П. Румянцев (1810 – 1812 тт.), Н.И. Салтыков (1812 – 1816 гг.), П.В. Лопухин (1816 – 1827 гг.), В.П. Кочубей (1827 – 1834 гг.), Н.Н. Новосильцев (1834 – 1838 гг.), И.В. Васильчиков (1838 – 1847 гг.), В.В. Левашев (1847 – 1848 гг.), А.И. Чернышев (1848 – 1856 гг.), А.Ф. Орлов (1856 – 1861 гг.), Д.Н. Блудов (1862 – 1864 гг.), П.П. Гагарин (1864 – 1865 гг.), великий князь Константин Николаевич (1865 – 1881 гг.), великий князь Михаил Николаевич (1881 – 1905 гг.), Д.М. Сольский (1905 – 1906 гг.), Э.В. Фриш (1906 – 1907 гг.), М.Г. Акимов (1907 – 1914 гг.), С.С. Манухин (и. д. 1914), И.Я. Голубев (и.д. 1915), А.Н. Куломзин (и. д. 1915 – 1916 гг.), И.Г. Щегловитов (январь – февраль 1917). С 1906 г. стали избираться заместители председателя. Ими были в 1906 – 1917 гг. И.Я. Голубев, в январе – феврале 1917 г. – В.Ф. Дейтрих.

Государственный совет был упразднен 24 декабря 1917 г.

«Булыгинская дума» – принятое название представительного законосовещательного органа – Государственной думы, о создании которого было объявлено Манифестом императора Николая II от 6 августа 1905 г. в соответствии с «Учреждением Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную думу».

Непосредственно началом разработки проекта стало обращение министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова к Николаю II с предложением введения выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. 18 февраля 1905 г. на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательствование в Особом совещании для разработки проекта. Окончательно проект был утвержден на совещании в Петергофе под председательством императора Николая II с участием великих князей и ряда государственных деятелей 19, 21 и 26 июля 1905 г.

«Булыгинская дума» получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчет государственного контроля, давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный совет; затем законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение».

«Булыгинская дума» избиралась на пять лет. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую, городскую и крестьянскую. Депутатов в Думу предполагалось избирать на губернских избирательных собраниях, членами которых должны были быть выборщики, представляющие соответствующие курии. В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины, состоящие на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные. 6 августа 1905 г. было создано Особое совещание под председательством Д.М. Сольского, которое занималось разработкой правил о применении «Учреждения Думы» и «Положения о выборах».

«Булыгинская дума» не была созвана, т.к. после начала Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 г. Манифестом 17 октября 1905 г. было провозглашено создание законодательной Государственной думы.

Государственная дума – представительное законодательное учреждение в 1906 – 1917 гг., возникшее в условиях первой русской революции. Большая личная заслуга в создании Думы принадлежит С.Ю. Витте. Ему удалось в октябре 1905 г. убедить Николая II в том, что сохранение полноты царской власти невозможно без издания конституции и внесения серьезных изменений в государственное управление. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, наделивший думу законодательными правами. Он также обещал привлечь к участию в выборах те слои населения, которые ранее были лишены избирательных прав. 11 декабря 1905 г. был утвержден избирательный закон, расширивший круг избирателей.

Законом «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 г. устанавливался пятилетний срок ее деятельности, при этом царь мог досрочно распустить Думу и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе. В ведение думы входило «обсуждение законоположений, восходящих к верховной самодержавной власти», в том числе вопросов, требующих издания законов, а также их изменения, дополнения, приостановления или отмены; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений и т.д. Согласно ст. 86 Основных государственных законов никакой закон нельзя было принять без одобрения Думы и Государственного совета. На основании избирательного закона от 11 декабря 1905 г. были созваны два состава Государственной думы. Выборы в III и IV Думы проводились на основе нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., ограничившего права значительной части населения страны.

В Думе создавались фракции по партийной принадлежности. Начиная со II Думы проводились совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров и отдельным министрам.

Законодательные права Думы носили весьма ограниченный характер. Она, например, не могла обсуждать вопросы, относящиеся к «ведению государя» (дипломатические, военные, внутренние дела Двора), возбуждать дела об отмене или изменении Основных государственных законов. «Бюджетные правила» 1906 г. ограничивали роль Думы в утверждении бюджета. В августе 1908 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство.

Согласно ст. 4 Основных государственных законов императору принадлежала «верховная самодержавная власть». Только он имел право окончательного утверждения законов, верховного руководства армией, флотом, финансами, назначения министров и т.д. Законопроекты Думы, отклоненные Госсоветом, могли быть повторно внесены на рассмотрение только с разрешения царя. В ряде случаев монарх мог устанавливать законы в обход Думы.

По избирательному закону от 11 декабря 1905 г. права голоса были лишены женщины, студенты, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были многоступенчатыми. Избиратели делились на курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую.

Первая Государственная дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.).

В Думе преобладали фракции кадетов и трудовиков, что обусловило ее леволиберальный характер. В связи с отказом царя удовлетворить думские требования ответственного перед Думой министерства (упразднения Государственного совета, принудительного отчуждения частновладельческих земель, амнистии политическим осужденным), Дума большинством голосов вынесла «формулу недоверия» правительству. Первостепенное в работе I Думы значение имел аграрный вопрос. Кадеты подготовили «записку 42-х» в соответствии с их аграрной программой. Трудовики – «законопроект 104-х», ратуя за постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудовых начал в землепользовании. Долго терпеть такую Думу правительство не могло. Указом от 8 июля 1906 г. она была распущена. Около 230 ее депутатов не подчинились царскому указу, собрались в Выборге и составили воззвание к населению (до созыва народного представительства не давать «ни копейки в казну, ни единого солдата в армию», не признавать государственных займов и т.д.).

Вторая Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.).

Работа Думы протекала в условиях спада революции и действия закона от 19 августа 1906 г. о военно-полевых судах. По своему составу она была левее первой. Представительство кадетов значительно сократилось. Одновременно усилился правый фланг. Кадетам удалось сохранить в Думе руководящее положение. Они выступали за «мирную парламентскую работу» («беречь Думу», «не давать правительству повода для ее роспуска»). В центре внимания Думы, как и прежде, находился аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп; крестьянские представители – за национализацию земли (вопреки начавшейся столыпинской аграрной реформе). 3 июня 1907 г. Дума I была распущена на основании ложного обвинения социал-демократической фракции в подготовке военного заговора. Третьеиюньский государственный переворот (новый избирательный закон в нарушение ст. 86 Основных государственных законов был утвержден царем без санкции Думы и Государственного совета) означал поражение революции 1905 – 1907 гг.

Третья Государственная дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.).

В Думе преобладали октябристы. Поддержав курс правительства П.А. Столыпина, они стали играть в Думе роль правительственной партии. Значительно укрепили свои позиции правые и националисты, также ставшие опорой правительства в проведении комплекса преобразований буржуазной направленности. Новый избирательный закон, изменивший пропорции представительства отдельных курий в Думе, запрограммировал существование в ней правооктябристского и октябристско-кадетского большинства. На 611 заседаниях было рассмотрено 2572 законопроекта. По инициативе Думы было выдвинуто 205 законопроектов.

Четвертая Государственная дума (15 ноября 1912 – 6 октября 1917 г.).

Деятельность Думы протекала в довоенный период и во время первой мировой войны. Основными фракциями являлись правые, октябристы, прогрессисты, кадеты, которые по-прежнему составляли два большинства. Отвлекая депутатов от решения насущных вопросов, правительство «завалило» Думу «законодательной вермишелью», передав на ее рассмотрение только за 1912 – 1914 гг. свыше 2000 мелких законопроектов. С начала войны сессии созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

В августе 1915 г. в Думе оформился «Прогрессивный блок», в который вошло свыше половины ее членов. Блок потребовал создания министерства «общественного доверия» (в 1916 г. это требование приобрело формулу ответственного перед Думой министерства), широкой политической амнистии и целого ряда реформ. После победы Февральской революции 1917 г. Дума, открыто выступившая против Советов, была распущена Временным Правительством под давлением революционных масс.

Общее руководство деятельностью I–IV Государственных дум осуществляли председатель и его товарищи. Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление канцелярией Государственной думы.

Партийные группировки в государственной думе (I–IV созыв)

Наименование фракций

Количество членов фракций,
участвовавших в работе Думы

I

II

III

IV

Социал-демократическая фракция 17 65 20** 13**
Группа социалистов-революционеров - 37 - -
Народно-социалистическая фракция - 16 - -
Трудовая группа (во II Гос. думе вместе фракцией Всероссийского крестьянского союза 107 104 11 10
Конституционно-демократическая акция 153 98 53 55
Партия демократических реформ 6 1 - -
Фракция прогрессистов (и мирнообновленцев) - (3) (36) 37
Фракция союза 17 октября 14 44 120 21***
Фракция земцев-октябристов - - - 62
Группа правых октябристов - - 10 -
Партия центра - - - 34
Группа националистов-прогрессистов - - - 36
Фракция независимых националистов - - 16 -
Русская национальная партия - - 75 49
Группа правых и монархистов - 10 - -
Фракция правых - - 51 54
Беспартийные 105 50 23 17
Независимая группа - - - 9
Автономисты 63 - - -
Польское Коло (31) 46 11 4
Польско-литовско-белорусская группа - - 7 5
Мусульманская фракция (3) 30 9 6
Казачья группа (1) 17 - -

* Таблица составлена по данным стенографических отчетов Государственной думы, а для первой думы – по данным, приведенным в книге ее члена Н. Бородина «Государственная дума в цифрах» – (два члена «Умеренно-прогрессивной парши», слившейся с «Партией демократических реформ», отнесены к последней; один член «Торгово-промышленной партии» по тем же основаниям отнесен к «Союзу 17 октября»). Для третьей и четвертой дум, в которых партийное дифференцирование непрерывно шло в течение всего времени их существования, – взяты данные, относящиеся к последним сессиям (сессии V – для третьей думы и сессии IV – для четвертой думы). Данные о партийном составе всех четырех дум имеют лишь приблизительное значение, ибо нередкими были случаи политических перегруппировок.
** Спад в рабочем движении привел к сокращению численности фракции до 14 человек.
*** Впоследствии из нее выделилась самостоятельная большевистская фракция из шести человек.
**** Под названием: «Думская группа Союза 17 октября».

Источник: Мир русской истории : энцикл. справ. / [А.В. Аграшенков и др.]. – М., 1997. – С. 21-31.

 

н
а
в
е
р
х