Бансон М.
Римская империя : энциклопедия

КОМИЦИИ ТРИБУТНЫЕ (comitia tributa), древне-римские собрания, на протяжении столетий обладавшие правом избирать магистратов и принимать законы. Они продолжали существовать и в имперскую эпоху, но потеряли былое влияние в связи с усилением власти императоров и со временем были упразднены.

КОНСУЛ, высшая магистратура в период Республики, превратившаяся в эпоху Империи в почетную должность, политическое значение которой неуклонно падало. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя и избрали другую форму правления: теперь власть в государстве принадлежала двум магистратам, обладавшим равными полномочиями и влиянием. Избиравшиеся в центуриатных комициях консулы на протяжении почти четырех столетий были носителями верховной власти в государстве, которую можно сравнить с царской, и организовывали деятельность других магистратов на благо народа и города Рима. Обязанности консулов были разнообразными. Их законопроекты могли быть отклонены народным собранием или на них могло быть наложено вето трибунов, а любой из назначенных диктаторов мог ограничить силу уже принятых законов. Однако консулы руководили своей собственной администрацией, разбирали гражданские и уголовные дела в легионах и готовили законопроекты. В Риме консулы имели право созыва сената и комиций; они назначали кандидатов и проводили выборы диктаторов и членов комиций. Со временем консулы потеряли часть своих первоначальных полномочий: гражданское судопроизводство в городе перешло в ведение преторов, а проведение ценза стало обязанностью цензоров.

Так как оба консула считались равными, реальная власть была поделена между ними, причем принцип ежемесячной ротации позволял им поочередно пользоваться большим или меньшим влиянием. Каждый из них командовал двумя легионами; военная власть обеспечивала устойчивое равновесие сил в государстве. Диктатор Сулла попытался лишить консулов военной власти. Он настаивал, чтобы в течение всего срока действий их полномочий, который длился один год, консулы оставались в Риме.

В I в. до н.э., с началом гражданских войн, консулы потеряли свое влияние. Члены Первого и Второго триумвиратов сосредоточили в своих руках реальную власть. Принцип коллегиальности, лежавший в основе этой магистратуры, был нарушен в 52 г. до н.э., когда Помпей Великий был назначен единоличным консулом. С основанием Империи Августом в 27 г. до н. э. дальнейшие изменения в статусе консулов стали неизбежными. Так как Август внешне стремился сохранить республиканской государственную систему, консулат по-прежнему оставался почетной должностью, хотя и потерял прежний политический вес. Август сам занимал должность консула, так же поступали и его преемники. Члены семьи, друзья и знакомые императора также получали доступ к консулату, так как процедура выдвижения кандидатов, а значит, и результаты выборов находились полностью под контролем правителя. По существовавшей практике на случай досрочной отставки консула или его смерти имелись заместители, при этом избранные на год консулы, вступавшие в должность в начале года, назывались консулы-ординарии (consules ordinarii), а их возможные преемники – консулы-суффекты (consules suffecti). На деле события развивались так, что консулы-суффекты завершали каждый год. К середине I в. н. э. случаи, когда один человек оставался в должности в течение всего года, стали крайне редкими.

Хотя новые обязанности консулов и не имели прежней значимости, они представляют известный интерес. Им принадлежало решающее слово на судебных процессах по уголовным делам, в их ведении находились некоторые вопросы гражданского права, в том числе дела, касающиеся рабов. Другой почетной обязанностью было руководство организацией игр и большинства религиозных празднеств, проводившихся в Риме.

Если не принимать во внимание императорский титул, немногие другие должности могли сравниться с консулатом по внешнему блеску. Консульскими знаками отличия были особая тога (toga praetexta), церемониальное, так называемое «курульное», кресло (sella curulis), и свита из ликторов. Эти 12 телохранителей обычно шли впереди консула и позади его коллеги. Согласно закону, принятому в 153 г. до н.э., инаугурация консулов проводилась 1 января (прежде, по постановлению 222 г. до н. э., церемония устраивалась 15 марта). Кандидаты шли в столицу в процессии, состоявшей из сенаторов, всадников и других важных лиц. В торжественной обстановке читались молитвы богам и произносились слова клятвы. Римляне относились к этой церемонии со всей серьезностью, и даже мысль о нарушении традиции приводила их в ужас. Так, когда император Коммод объявил о том, что на своей инаугурации 1 января 193 г. н. э. он будет присутствовать в облачении гладиатора, участники заговора, замышлявшие покушение на его жизнь, пришли в такой ужас, что убили его в ночь накануне принесения клятвы.

Вряд ли приходится сомневаться, что правители Империи с легкостью отстраняли консулов от должности. Тиберий в шутку послал консульские одежды Клавдию и пришел в негодование, когда его слабый здоровьем родственник потребовал от него реальных полномочий, связанных с этой магистратурой. Калигула, желая развлечься и добиться популярности, также назначил своего дядю Клавдия консулом. Обычно консулами становились члены императорской фамилии, часто даже несовершеннолетние. Установленное во времена Цицерона правило, что ни один человек моложе 43 лет (или, возможно, 42) не мог получить консулат, часто игнорировалось.

С разделением Империи на Западную и Восточную консульские должности в конце IV в. н.э. были также поделены. Константинопольские императоры присвоили себе титул консула (consul perpetuus), а на Западе должность перестала существовать с 534 г. н.э.

ТРИБУН, важная выборная должность в Риме. Трибуны, выбранные плебсом для защиты своих интересов, назывались tribunus plebis, или народные трибуны, трибуны плебса; должность трибуна существовала и в легионах: tribunus militum, или военные трибуны.

Народные трибуны (Tribuni Plebis)

Народные трибуны были избранными, официальными представителями плебейских слоев населения и выступали как защитники их интересов в случае возможного ущемления интересов плебса со стороны патрициев или консулов. Впервые трибунат возник в начале V в. до н.э. Первоначально трибуны выбирались в органе под названием comitia curiata, а после 471 г. до н.э.– в comitia tributa. Количество трибунов, которых первоначально было два, впоследствии возрастало, и к 457 г. до н.э. насчитывалось уже 10 трибунов. После победы плебса в долгом противостоянии с патрициями полномочия трибунов значительно расширились. В V в. до н.э. трибуны могли быть только магистратами; после того как они давали плебсу клятву верности, которая долго оставалась в силе, общественное и политическое влияние трибунов неизбежно должно было возрасти. Используя свои полномочия, трибуны контролировали деятельность римских политиков и добились в конечном счете такого влияния, что могли противодействовать любому липу и институту, за исключением диктаторов.

К I в. до н.э. должность трибуна считалась наиболее влиятельной и авторитетной в Республике. И хотя власть трибуна распространялась на Рим и его окрестности, всегда возникало искушение использовать трибунские полномочия в политической борьбе для усиления влияния того или иного деятеля. В 80 г. до н.э. Сулла предпринял попытку ограничить полномочия трибуна (tribunitia potestas), однако уже через 30 лет его поправки были аннулированы. С началом гражданской войны в 48 г. до н.э. все полномочия трибуна прибрал к рукам Юлий Цезарь, пользовавшийся ими без всяких ограничений.

Таким образом, Цезарь оказался автором идеи присвоения пожизненных полномочий трибуна. В 36 г. до н.э. Август унаследовал это нововведение, однако при этом для него определяющей стала не должность трибуна сама по себе, а его полномочия (tribunicia potestas). Выполняя обещание защиты интересов римлян, Август присвоил полномочия, не закрепив их самой должностью. Его статус в Риме во многом определялся этими полномочиями, которые из года в год все увеличивались. В Риме тем временем продолжала существовать должность трибуна, избираемого сенатом и лишенного былого могущества. Желая придать этой декоративной должности большую привлекательность, Август сделал ее обязательной для плебеев на пути к сенатскому креслу. Перед тем как стать претором, будущий сенатор вступал в должность трибуна. Трибунат просуществовал до конца IV в.

Военные трибуны (tribunus militum)

Роль военного трибуна, достаточно весомая в период Республики, в эпоху Империи потеряла свою значимость. Военный трибун избирался народом, позднее наряду с консулами. Ежегодно в состав легиона избирались 6 трибунов. Поскольку власть в войсках принадлежала центуриону, трибуну оставались прерогативы административного характера. Будни военной жизни имели мало общего с жизнью и карьерой трибуна. В армии крайне редким было событие, когда военным трибуном мог быть избран центурион. Напротив, многие трибуны были выходцами из сенаторских или эквитских семей, были молоды и служили в штабе или адъютантами. Стремясь сделать политическую карьеру, военные трибуны рассматривали свою должность лишь в качестве очередной, не самой примечательной ступени на пути к положению и признанию.
Трибуны носили тогу с широкой или узкой пурпурной полосой, в зависимости от своего происхождения; все они, тем не менее, носили и эквитское кольцо. Начиная с эпохи Цезаря, должность военного трибуна, прежде весьма почетная, отошла на второй план из-за возросшей роли легатов, фактически командовавших легионом. В имперскую эпоху полномочия были разграничены. Трибуны руководили легионами в процессе похода или марша, оставаясь командующими вспомогательных частей.

«Трибунская власть» (tribunitia potestas)

На заре римской истории трибуны всего лишь выполняли обязанности магистратов, призванных защищать плебс от жестокостей и притеснений со стороны патрициев и консулов. Они были лишены политического и общественного влияния и оставались без ликторов, неизменно сопутствовавших влиятельным римлянам. У трибунов не было и посетителей (viatores).

Спустя непродолжительный период трибуны добились огромного социально-политического влияния и превратились в Республике в главный противовес возможным проявлениям диктатуры и тирании. Согласно тексту клятвы, фигура плебейского трибуна объявлялась священной и неприкосновенной, свободной от какого-либо преследования и наказания при исполнении своих обязанностей. Трибуны выступали защитниками плебеев (а позднее – всех) от произвола властей и магистратов. Они пользовались правом предложения обязательных к исполнению мер, в том числе арестов, штрафов, тюремного заключения и даже смертной казни. По их распоряжению могла начаться мобилизация, взиматься новые налоги и т.д. Право вето давало возможность плебеям ограничивать или даже приостанавливать законодательную деятельность сената.

Согласно закону, предложения трибунов сначала должны были найти официальное одобрение у сената, однако в период кризиса это правило игнорировалось. Трибун мог проигнорировать мнение сената, поскольку обладал иммунитетом против судебного преследования. Трибун мог вносить изменения в законы и присутствовать в курии во время заседаний римского сената. Занимая определенное сиденье (subsellia), трибун мог при случае взять слово (auxilium) и высказаться в защиту своего электората или же собственного решения, если находил это нужным. Право вмешиваться в прения сената и принимаемые им решения привело к тому, что трибун стал обладателем постоянного места в этом органе, права вето и даже возможности по необходимости инициировать новое заседание сенаторов.

Не было ничего удивительного в том, что в 80 г. до н.э. Сулла предпринял меры по ограничению полномочий трибуна. Однако трибунат как могущественный и очень влиятельный институт фактически безболезненно для себя пережил Суллу. Куда более изощренно манипулировали должностью трибуна Цезарь и Август. Август, приписав себе, принцепсу, все полномочия трибуна, вскоре разделил понятия должности и полномочий, положив конец старому и традиционному институту. Другим новшеством Августа стало возложение на Марка Випсания Агриппу всех полномочий в 19 г. до н.э., которыми известный полководец должен был распоряжаться от имени Августа. Эти годы даже имели свою соответствующую хронологию: «trib. pot. I», «trib. pot. II» и т.д. В имперскую эпоху возложение императором «трибунской власти» на кого-либо из приближенных было верным признаком того, что вопрос с наследником престола, по всей видимости, решен.

Источник: Бансон М. Римская империя : энциклопедия : [пер. с англ.] / М. Бансон. – М., 2001.
Комиции трибутные – С. 238-239; Консул – С. 248-249; Трибун – С. 469-470.

 

н
а
в
е
р
х